Жанр автобиографии вызывает у меня подозрения: во-первых, какое должно быть мнение о себе (заслуженное или нет – отдельный вопрос), чтобы писать про свою жизнь (да, я вижу иронию того, что пишу это в личном блоге), во-вторых, насколько честно человек пишет про себя. Автобиография Франклина не вызывает проблем по обоим пунктам: достижения Франклина действительно впечатляют, а про свои ошибки он пишет, кажется, достаточно откровенно, хотя, наверняка, не про все.

Я читал автобиографию Бенджамина Франклина в юности. Тогда из книги у меня отложилось всего два факта: Франклин был незаурядным человеком и английский язык заметно поменялся и упростился за прошедшие с 200+ лет. Теперь решил перечитать книгу в более зрелом возрасте, кроме того, мне подарили прекрасное издание [↪] с другими работами Франклина, комментариями для большего исторического контекста и иллюстрациями.

Оказалось, что Франклин был блогером когда это еще было не модно: он не только написал автобиографию, но и по многим интересующим его вопросам, особенно социально-значимым, писал памфлет или статью в газету (этому определенно способствовал тот факт, что он владел типографией). Поэтому осталось много его работ и высказываний на самые разные темы.

Ниже мои заметки и рассуждения по автобиографии и некоторым другим его работам.

О саморазвитии

  • По всей видимости у Франклина с молодости были способности и/или интерес к самоанализу, дискуссии, риторике и письму, но что еще более важно – он постоянно их развивал: читал книги (по пути положив начало публичным библиотекам), писал статьи, создал дискуссионный клуб, прислушивался к критике.

  • Человек может рационализировать любое поведение и это не очень хорошо.

Ведь так удобно быть тварью разумной, ибо что бы ни пришло нам в голову сделать, разум всегда позволяет нам найти или придумать для того основание.

  • Франклин рано задумался о моральном совершенствовании: составил список благодетелей и систематических их практиковал (подробное описание системы).

О труде, деньгах и бизнесе

  • Франклин издавал Альманах Бедного Ричарда – ежегодный буклет с афоризмами о труде, деньгах и жизни в целом. Очень интересное чтиво (на английском [↪], на русском не нашел). Помимо содержания, этот альманах интересен еще по двум причинам.

    Во-первых, он издавался 26 лет, что на мой взгляд очень долго, как для того времени, так и сейчас. Это подчеркивает системный подход Франклина ко всему. Во-вторых, это был не только просветительский проект, но и прибыльный бизнес – альманах продавался большими для того времени тиражами – до 10 000 экземпляров в год. Даже сейчас это приличный тираж.

    В 19-м веке по самым известным цитатам из альманаха сделали серию гравюр [↪].

Работай сегодня, ибо ты не знаешь какие препятствия будут перед тобой завтра (“Work today, for you know not how much you may be hindered tomorrow”)

Сверху: Паши землю глубоко пока лентяи спят и у тебя будет зерно и на продажу и на стол. Снизу: Работай сегодня, ибо ты не знаешь что помешает тебе завтра.

  • Франклин все время занимался улучшательством: если где-то он видел неэффективность или беспорядок, то он старался это исправить, будь то неубранные, немощенные и неосвещенные улицы его города, неэффективная охрана порядка, государственное управление.

  • Надо детально фиксировать договоренности с бизнес-партнерами заранее, особенно все, что касается разногласий и прекращения отношений. При всей очевидности этой проблемы, неоднократно сам наступал на эти грабли и видел, как другие люди наступают.

… сколь почтенны ни были бы партнеры и как бы они друг другу ни доверяли в момент заключения договора, тем не менее могут возникнуть мелкие подозрения и неприязнь, соображения о неравенстве забот и нагрузок в дела и т.п. …

  • Покупая то, что вам на самом деле не нужно, вы не только теряете стоимость покупки, но и весь будущий доход от потраченных денег.

… поддаваясь искушению приобрести что-нибудь из домашней утвари, в которой нет большой нужды, или любую другую ненужную вещь, вы должны быть готовы к тому, что заплатите процент, а также процент на процент, и так в течение всей жизни; и он будет больше, если эта вещь ухудшится от ее использования.

О науке

  • Франклин очень современно рассуждал о научном прогрессе: власть человека над материей, антигравитация, излечение всех болезней и старости. Не знаю, насколько распространены были такие идеи в то время, но самые желанные технологии современности он подметил точно.

  • Через тысячу лет “нравственная наука будет таким же средством усовершенствования, и человек перестанет быть своему ближнему волком, и в конце концов люди научатся тому, что они неуместно пока называют гуманностью!”. Ну что, ребят, у нас осталось 760 лет – успеем?

Об обществе и его развитии

  • Люди в среднем не меняются. Если абстрагироваться от деталей быта, то многие проблемы как будто из современности: чиновники-самодуры, нарушения закона, коррупция.

  • Изменения в обществе требуют усилий, борьбы и времени. Так, например, общество для уничтожения рабства, которое основал Франклин еще в конце 18 века обратилось в конгресс с требованием запретить рабство. Конгресс отверг эту петицию, но с 1808 запретил ввоз новых рабов в страну. Только через 50+ лет мирной борьбы проблема рабства привела к гражданской войне и последующему запрету рабства.

  • Между строк читается (или я туда это вчитываю, поскольку часто об этом думаю) сопротивление Франклина групповому мышлению – подходу, когда человек, приписывающий себя к определенной группе будет поддерживать эту группу и ее членов, даже если они действуют явно неправильно. В эту категорию попадает целая группа вопросов: identity politics (партийная принадлежность, на примере США: я демократ или республиканец), “не выносить сор из избы”, если критикуешь кого-то, то ты враг и т.п.

  • Очень современно читаются рассуждения Франклина о том почему он отказывался печатать в своей газете клевету и оскорбления, которые “в последние годы так позорят нашу страну”. При этом Франклин отстаивал свободу слова и печати.

Каждый раз, когда ко мне обращались с просьбой напечатать что-либо подобного рода и авторы ссылались, как они это делают обычно, на свободу печати и говорили, что газета подобна дилижансу, в котором всякий заплативший имеет право занять место, я отвечал, что могу напечатать это произведение отдельно и автор получит возможность распространить самостоятельно столько экземпляров, сколько ему будет угодно. Но я не стану публикацию такого поношения брать на себя, потому что, обязавшись перед моими подписчиками обеспечивать их тем, что либо полезно, либо же занимательно, я не могу помещать в газету частные перебранки, их не касающиеся, не обнаруживая по отношению к ним несправедливости.

  • Когда Франклин хотел реализовать идею в обществе, он часто готовил публику по важным вопросам публикациями в газетах и листовками.

  • Говоря о попытках Британии обложить американские колонии дополнительными налогами и укрепить свою власть над ними:

Тут дело идет не большей или меньшей сумме налогов, а о принципе; тут дело идет о свободе. Свободные народы должны неутомимо и с ревнивою бдительностью охранять свою свободу.

Разное

  • Франклин верил в бога христианского толка, но, насколько я понял, не был последователем конкретного течения. Поэтому он достаточно свободно писал о религии. Интересное замечание о религии (применимо к любой другой деятельности, где на первый план выходит установление отношения свой-чужой): Франклин критиковал священника местной церкви за то, что его выступления “не прививали и не проповедовали ни единого морального принципа, – их целью было скорей сделать нас пресвитерианами, нежели добрыми гражданами”.

  • В 1736 году Франклин потерял одного из сыновей четырех лет от оспы и потом много лет раскаивался о том, что не сделал ему прививку. 1736 год, Карл…

Я упоминаю об этом здесь ради тех родителей, которые пренебрегают этой операцией, из опасения, что они никогда не простят себе, если их дитя погибнет из-на нее. Мой пример показывает, что без прививки может приключиться такая же беда и что, следовательно, следует выбрать то, что безопаснее.

  • Известный “принцип Франклина”, когда хочешь помощи от человека:

Тот, кто однажды сделал тебе любезность, скорее сделает это еще раз, нежели тот, кому оказал услугу ты сам.

  • На уроке истории в школе мы или толком не разбирали Бостонское Чаепитие или я это пропустил/забыл. Ну выбросили за борт чай, ну и ладно, просто акт неповиновения. Оказывается, Бостонское Чаепитие – это кульминация долгой борьбы колоний с произвольным обложением колоний налогами метрополией (“налогообложение без представительства”).

    По закону Ост-Индийская торговая компания имела монополию на ввоз чая в британские колонии в Америке и должна была взимать налог, который в одностороннем порядке ввела Британская Империя. Стали образовываться общества воздержания от употребления чая.

    В других городах людям удалось помешать выгрузить чай с кораблей. Однако власти Бостона настояли на своем, применив вооруженную силу, после чего люди, переодевшись индейцами (как пишут для сокрытия своей личности и как символ того, что они американцы, а не подданные британской короны), пробрались на корабли и выбросили за борт все коробки с чаем.

  • Не обошлось и без толики расизма: если Франклин с молодости был против рабства и даже в конце жизни создал сообщество для его запрета, то по отношению к коренным жителям Америки он высказывался совсем нелициприятно. С точки зрения современных представлений о морали и того, как колонизаторы обошлись с коренным населением Америки, это, мягко говоря, не делает чести Франклину, однако на мой взгляд, не мешает учиться у него в других областях.