Недавно прочитал автобиографию Бенджамина Франклина (мои заметки по книге). Среди многих вещей, которые меня в ней зацепили, выделяется его подход к самосовершенствованию. Франклин пытался добиться “морального совершенства”. Поначалу задача казалась простой – делай то, что правильно, и не делай того, что неправильно. Однако он быстро понял:
Пока вся моя забота направлялась на то, чтобы оградиться от одного недостатка, я внезапно обнаруживал другой. Оказывалось, что привычка воспользовалась невниманием, а склонность была порой сильнее разума. Я пришел, со временем, к заключению, что … порочные привычки должно пересилить, приобрести и усвоить добрые, прежде чем установится какая-либо склонность к стойкости и постоянству в нравственном поведении.
Когда Франклину было 20 лет он решил подойти к этой проблеме системно: составил список добродетелей и регулярно их практиковал:
-
Умеренность. Ешь не до отупения, пей не до увеселения.
-
Молчание. Не говори ничего без пользы для других или же для себя, пустячных бесед избегай.
-
Порядок. Пусть кжадой вещи будет свое место, пусть каждому делу будет свое время.
-
Решительность. Прими решение исполнить то, что должен, исполни без ошибки, что решил.
-
Бережливость. Не расходуй ничего без блага для других или для себя, т.е. ничего не транжирь.
-
Трудолюбие. Не теряй времени, всегда будь занят чем-нибудь нужным, от бесполезных действий откажись.
-
Искренность. Не прибегай к пагубной лжи, мысли бесхитростно и честно и если говоришь, то говори, что думаешь.
-
Справедливость. Не навреди никому ни нанесением ущерба, ни лишением тех благ, что от твоего попечения зависят.
-
Сдержанность. Избегай крайностей, сдерживал негодование до тех пор, пока оно не заслужено.
-
Опрятность. Не допускай нечистоты тела, одеяния или жилища.
-
Спокойствие. Не беспокойся по пустякам, а также при случаях обыкновенных и неизбежных.
-
Целомудрие. Не удовлетворяй похоти часто и лишь ради здоровья и потомства, но никогда – из скуки, слабости и ко вреду для собственного или чьего-либо покоя и репутации.
-
Смирение. Подражай Иисусу и Сократу.
Поначалу в списке было двенадцать благодетелей, но друг Франклина обратил внимание,
… что я произвожу впечатление человека, по большей части, гордого, и что гордыня моя нередко проявляется в разговоре, и что я не ограничиваюсь при обсуждении того или иного вопроса тем, чтобы придерживаться верной точки зрения, но настаиваю на ней весьма высокомерно, в чем он убедил меня, приведя несколько примеров.
…
На самом деле нет, пожалуй, ни одной среди наших естественных страстей, которую было бы смирить труднее, чем гордыню. Презирай ее, борись с ней, побеждай ее, умерщвляй ее, как только захочешь, а она все жива и всякий раз высовывается и проявляет себя.
Проведя инвентаризацию благодетелей, Франклин начал их систематически практиковать: для каждой недели завел таблицу с днями недели в столбцах и добродетелями в строках. В этой таблице Франклин каждый вечер отмечал отклонения от добродетелей.
Однако он не хватался за все добродетели сразу: каждую неделю он выбирал одну (на иллюстрации – умеренность) и старался не допускать каких-либо отклонений по ней. Если за неделю не было отклонений от этой добродетели – “привычка к добродетели укрепилась”, – то он переходил к следующей по списку. Таким образом, такой “курс” занимал в лучшем случае 13 недель.
Поначалу Франклин проходил его постоянно, потом перешел к одному курсу в год – как много лет это продолжалось я не нашел. Он перестал работать по этой системе, “будучи занят путешествиями и делами за рубежом, где многообразие дел ему препятствовало. Однако книжечка всегда оставалась со мной.”
Был ли результат от такой системы? Я думаю, что не могло не быть: даже сам факт фиксации отклонений от добродетелей создает обратную связь и, если человек действительно хочет самосовершествоваться, то он при прочих равных будет двигаться в нужном направлении. Сам Франклин пишет:
Я удивился, обнаружив, что недостатков у меня намного больше, чем я мог себе представить, однако был удовлетворен тем, как их становится меньше.
Эффект от своей системы Франклин хорошо продемонстрировал на примере Порядка – благодетели, которая давалась ему сложнее всего. Он много работал с “деловыми людьми” в удобное для них время, а это не позволяло ему располагать своим временем. Кроме того, он “не был приучен к порядку смолоду и, обладая чрезвычайно хорошей памятью, не страдал слишком от неудобств, приносимых недостатком методичности”.
… этот предмет потребовал от меня столько мучительного внимания, мои недостатки были так досадны и я добился в исправлении их столь малого, поддаваясь им вновь и вновь, что был уже почти готов отказаться от своих попыток смириться со своей неспособностью в этом отношении …
Но все это было не зря. Признавая, что он “неисправим в том, что касается Порядка”, Франклин с высоты опыта своих 79 лет отмечает:
Но в целом, хоть я и не добился совершенства, которым так тщился обладать, и сломался далеко от цели, все же в стремлении своем я был лучшим и счастливейшим человеком, нежели в том случае, если бы не стал предпринимать такой. Я был подобен тем, кто, добиваясь совершенства в письме, подражают гравированным копиям, и, хотя они никогда не достигнут изящества этих копий, почерк их улучшится, благодаря стремлению, и будет вполне сносным, если останется гладким и разборчивым.