Люблю научную фантастику и все что с ней связано: фильмы, мультфильмы, книги и т.п. Также люблю истории про то, как создавались вещи, которые сегодня кажутся обыденными – обычно это интересный и тернистый путь. Поэтому не мог пройти мимо книги Рида Таккера “Marvel vs DC. Великое Противостояние”.
Книга посвящена истории индустрии комиксов в целом, с акцентом на основных ее игроках – Marvel и DC. Написано с любовью, очень много фактов и никакой воды. Конечно, это только верхушка айсберга и многой правды там нет, но все равно интересно.
Автор сразу признался, что он фанат Marvel, но постарается быть объективным. На мой взгляд у него получилось: нелицеприятных историй он рассказал обо всех и каких-то явных перекосов в ту или иную сторону не заметил.
Единственный большой недостаток на мой взгляд: в книге про комиксы нет ни одной картинки. Но это и понятно: представляю себе сколько кругов юридического и финансового ада нужно было бы пройти, чтобы лицензировать изображения из комиксов. Еще не факт, что разрешили бы – автор выставляет обе компании не в самом приятном свете.
Дальше приведу выдержки самого интересного для меня, но это никак не тянет на краткое содержание: в книге историй намного больше.
DC – боги, Marvel – дружелюбные соседи
Между Marvel и DC есть большая разница в философии – персонажи Marvel похожи на реальных людей, в отличие от DC, где они больше похожи на богов или, на худой конец, полубогов – в них мало человечности.
Мы старались делать рассказы как можно более реалистичными, – говорил Ли [один из главных в Marvel] в интервью на радио в 1968 году. – Мы решили, что если у тебя есть суперспособность, это еще не значит, что у тебя нет перхоти, проблем с девушками или задолженностей по счетам.
Из этого отчасти прорастают и отличия в личной жизни персонажей:
Сексуальная политика компании [DC] всегда была примерно такая же, как и в женском монастыре. По крайней мере до 2006 года Чудо-женщина официально была девственницей, по словам создателя Дэна Дидио. В 1940-е годы редактору “Супермена” Уиту Эллсворту было поручено сделать Лоис Лейн “асексуальной” и убрать акцент с области паха Супермена. Чуть ли не единственное упоминание об интимной жизни Бэтмена прозвучало в 1950-е из уст критика Фредрика Вертема, который выдвинул безумное предположение, что Бэтмен и Робин – “идеальный образ гомосексуальной пары, живущей вместе”.
Marvel позволяли себе намного больше, часто специально вызывающе, что вписывается в философию “супергерои тоже люди”:
В 1968 году, в выпуске “Ник Фьюри, агент ЩИТа”, художник и писатель Джим Стеранко поместил известную (возможно, не в лучшем смысле) серию из 10 провокационных рисунков без слов, где было изображение снятой телефонной трубки и крупный план женских губ, которые подразумевали встречу Фьюри со шпионкой. Старым брюзгам из комитета по соблюдению “Кодекса комиксов” некоторые изображения не понравились, и картинку, на которой пара сливалась в страстном объятии, быстро заменили фотостатом пистолета Ника Фьюри, плотно всаженного в кобуру – что, если подумать, создает еще больше намеков, чем первоначальное изображение.
Естественный отбор
Никто ничего не понимал – запускали сотни серий комиксов, персонажей и т.п. Герои комиксов и их истории постоянно менялись, выживали единицы. Естественный отбор во всей красе.
При этом, многие серии комиксов, без которых нельзя представить индустрию сегодня, были на грани закрытия, а некоторые и закрывали, чтобы спустя годы открыть, например: Люди Икс, Бэтмен, Аквамен.
Комиксы – угроза нравственности
На заре своей истории – в 1940 году – комиксы обвинили в том, что они оказывают “ядовитое” воздействие.
Почти на каждой странице напыщенный героизм, зрелые женщины, на которых недостаточно одежды, сверкающие пулеметы, поборники правосудия в капюшонах и дешевая политическая пропаганда.
В 1954 году подкомитет сената по преступности среди несовершеннолетних провел слушание на тему злодеяний индустрии комиксов. Не дожидаясь результатов расследования издатели создатели собственный кодекс поведения, который приняли почти все производители комиксов.
Длинный список правил регулировал все вопросы: от названий журналов до изображений насилия и костюмов героев.
Творчество? Не, не слышал. В течение трех лет 24 из 29 подписавших кодекс компании вышли из бизнеса, количество комиксов упало с примерно 630 до 250.
Копирование
Компании часто обвиняли друг друга в копировании и подражании. Да и для фанатов это не секрет – в интернете множество подборок персонажей, которые даже на первый взгляд выглядят скопированными.
При этом сходство не заканчивается на внешнем виде персонажа, его силы и история также часто похожи. Несколько примеров отсюда – не важно кто у кого заимствовал, но сходство на лицо )
- Черный Гонщик (Black Racer) и Серебрянный Серфер (Silver Surfer)
- Болотная Тварь (Swamp Thing) и Тварь (Man-Thing)
- Соколиный Глаз (Hawkeye) и Зеленая Стрела (Green Arrow)
- Красный Лев (Red Lion) и Черная Пантера (Black Panther)
- Танос (Thanos) и Дарксайд (Darkseid)
Помимо персонажей, одна компания вдохновлялась целыми сюжетами и сериями комиксов другой.
Правда это все не удивительно: во-первых, компании следили друг за другом и внимательно изучали чужие комиксы, во-вторых, художники и писатели комиксов или работали одновременно на обе студии или переходили из одной в другую.
Конкуренция и сговоры
Компании жестко конкурировали, в том числе не очень чисто. Например, в 2010-х Marvel перешли в атаку – предложили продавцам испортить товар DC (вынуть оттуда вкладыши про другие комиксы) в обмен на редкое издание одного из своих комиксов.
Как и при любой конкуренции, сговорам также найдется место: в 1974-м году Стэн Ли и Кармайн Инфантино (DC) договорились, что будут делиться друг с другом данными о зарплатах сотрудников, чтобы переходящие из одной студии в другую работники не могли преувеличивать зарплаты. Но пахло это настолько дурно, что, судя по всему, долго не продолжалось.
Коме того, конкуренты регулярно встречались, конечно, чтобы обсудить как они будут еще сильнее конкурировать. 🦹🏽
Бизнес vs Искусство
Любое успешное массовое искусство рано или поздно превращается в бизнес: нужно обеспечивать рост прибыли, давить конкурентов и платить зарплаты. А в бизнесе все средства хороши: в конце 1980-х студии поняли, что фанаты хотят коллекционировать их произведения и начали выпускать их в разных обложках.
Разные варианты обложек быстро превратились в надежный способ увеличить продажи выпуска экспоненциально и заработать еще больше драгоценных долларов. “Человек-паук” № 1 Макфарлейна вышел в 13 вариантах обложек, включая золотую, серебряную и платиновую версии. Комикс был запечатан в пластиковый пакет, и перед фанатами встал настоящий “выбор Софи” – читать его или продолжать вечно смотреть на него в пластике.
Редактор DC:
Разве это не здорово? Каждая обложка будет уникальной. Людям придется купить их все.
Но Marvel этого было мало:
“Сила Икс” № 1 разнообразила этот трюк с разными упаковками книги с коллекционными карточками пяти видов, спрятанными внутри.
Погоня за прибылью создает сложноразрешимый конфликт интересов: с одной стороны нужно с делать В 2011 году один из директоров Marvel заявил, что они будут
убивать по персонажу каждые три месяца, чтобы увеличить продажи
Интересные факты
-
Оказывается, DC расшифровывается как Detective Comics, а я все время думал, что Dark Comics – настроение их произведений этому способствует.
-
Стэн Ли – лицо Marvel – 20 лет писал рассказы, прежде чем прийти в индустрию комиксов.
-
К стати о нем: в 1972 году он мог перейти в DC. В начале 2000-х он все-таки ненадолго перешел. Правда, у Стэна остались права на персонажей, которые он создал, так что расторгнув контракт, Marvel отдали их Стэну. Пришлось просить его вернуться.
-
Marvel подавали на защиту от банкротства в 1996 году. Могли и не выжить.
-
Каждый комикс – это работа большой команды: несколько иллюстраторов, писатели, редакторы, верстальщики. Да, есть руководитель/вдохновитель, но он стоит на плечах коллектива.