С детства я люблю компьютерные игры, в основном стратегии. Играю и во взрослом возрасте и не считаю, что “компьютерные игры для детей”. Это такое же развлечение, что и просмотр телевидения, игра в карты, чтение художественной литературы — в некоторых играх уровень драматургии не уступает книжной.

Несколько лет назад в игре KAM-remake [↪] (фанатском воссоздании Knights and Merchants) я столкнулся с интересной ситуацией, которая имеет отношение к реальной жизни.

В игре у каждого жителя есть индивидуальный параметр “сытость” и если он вовремя не поест, то умрет с голоду. У меня все шло хорошо - я построил базовую экономику, количество еды на складе росло, я перестал за этим следить и сосредоточился на подготовке армии. Однако позже я с ужасом увидел, что в тавернах нет еды, а мои граждане умирают с голода. Как же так? Ведь запасы же росли?

Оказалось, что производство еды не поспевало за растущим голодом, но это было не заметно, поскольку каждый житель “проголадывался” постепенно. В какой-то момент начался коллапс и обманчиво растущие запасы еды смели с полок.

Что из этого следует в реальной жизни? Любая достаточно крупная и сложная система имеет внутренний запас прочности. Изнутри системы долго может быть не видно, что все идет под откос, однако система накапливает стрессы. Это можно понять (если вообще возможно) только если отслеживать действительно важные параметры системы, но для этого нужно очень хорошо понимать как она устроена.

Поэтому если в стране, компании, личном бюджете все кажется стабильно, это не значит, что они постепенно не погружаются в болото. Проблема в том, что это можно понять вовремя, только если постоянно бдеть и думать своей головой.