Обновление: завел отдельный сайт о стоицизме — Вилка Стоика [↪]

Последние пару лет я активно интересуюсь стоицизмом — древней философией о благе и жизни в соответствии с ним (звучит ужасно и слишком общо, но лучшего варианта пока не придумал). Однако, как оказалось, стоицизм интересовал меня с детства, хоть я и не знал, что он так называется и представляет собой развитую философию, а не просто несколько идей о стойкости в жизни.

Не помню в каком возрасте и где, но я услышал цитату, которую приписывают римскому императору Марку Аврелию (на картинке), одному из самых известных практиков стоицизма, жившему во II веке н.э. Я не знаю действительно ли он это сказал, но эта идея лежит в основе стоицизма, поэтому он с ней бы согласился.

Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.

Много лет я пытался применять эту установку на практике. Результат был разный, чаще негативный: сколько я не пытался принять неизбежное и не беспокоится о нем, все равно не получалось.

Затем где-то в 10 классе школы я встретил высказывание, которое тогда также приписали Марку Аврелию:

Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, cилу изменить то, что возможно, и мудрость научиться отличать первое от второго.

Позже я нашел, что это одна из форм Молитвы о душевном покое (Serenity Prayer), автором которой по всей видимости является Рейнгольд Нибур, американский пастор немецкого происхождения. Об этом подробнее написано в Википедии. Но кто сказал эту фразу не так важно - эти же идеи высказывали стоики две тысячи лет назад - это точное отражение дихотомии контроля в стоицизме.

Третьим шагом к стоицизму было стихотворение Редьярда Киплинга “If” (буквально “Если”). Привожу его в оригинале, потому что переводов на русский много и они разные.

If you can keep your head when all about you
    Are losing theirs and blaming it on you,
If you can trust yourself when all men doubt you,
    But make allowance for their doubting too;
If you can wait and not be tired by waiting,
    Or being lied about, don’t deal in lies,
Or being hated, don’t give way to hating,
    And yet don’t look too good, nor talk too wise:

If you can dream – and not make dreams your master;
    If you can think – and not make thoughts your aim;
If you can meet with Triumph and Disaster
    And treat those two impostors just the same;
If you can bear to hear the truth you’ve spoken
    Twisted by knaves to make a trap for fools,
Or watch the things you gave your life to, broken,
    And stoop and build’em up with worn-out tools:

If you can make one heap of all your winnings
    And risk it on one turn of pitch-and-toss,
And lose, and start again at your beginnings
    And never breathe a word about your loss;
If you can force your heart and nerve and sinew
    To serve your turn long after they are gone,
And so hold on when there is nothing in you
    Except the Will which says to them: “Hold on!”

If you can talk with crowds and keep your virtue,
    Or walk with Kings – nor lose the common touch,
If neither foes nor loving friends can hurt you,
    If all men count with you, but none too much;
If you can fill the unforgiving minute
    With sixty seconds’ worth of distance run,
Yours is the Earth and everything that’s in it,
    And – which is more – you’ll be a Man, my son!

Потом на много лет мое погружение в стоицизм остановилось. Я по-прежнему не знал, что стоицизм — это философия, а не просто “жизненная стойкость”. Все изменилось, когда пошла волна интереса к стоицизму в англоязычной среде: о нем начали много говорить, книги о нем обрели популярность и т.п. Тут я понял, что за стоицизмом скрывается что-то большее, чем пара жизненных установок.

С тех пор я изучаю разные источники о стоицизме: блоги, подкасты, рассылки, классические книги. Пока что я решил не читать современные книги о стоицизме, чтобы не получить слишком переваренную информацию — сначала хочу изучить что писали в древности классики стоицизма Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и другие.