Я уже неоднократно писал, что пытаюсь следовать философии стоицизма в жизни. Пост про двойственность контроля в стоицизме – второй по количеству просмотров после поста-оглавления о том, как мы переехали в Канаду.

До нашего времени дошло немало работ стоиков и читаются они как будто их написали в наше время, а не две тысячи лет назад. Конечно, сегодня большинству людей на планете не приходится мириться с войнами, пытками, тиранами с безграничной властью, эпидемиями чумы и другими атрибутами античности. Однако, это никак не вредит практической применимости стоицизма.

Во-первых, рассуждая о таких вещах, стоики выводят универсальные концепции – дихотомию контроля, добродетель, практики memento mori (помни о смерти), premeditatio malorum (предвосхищение зла), рефрейминг и многое другое. Работы стоиков легли в основу когнитивно-поведенческой терапии (cognitive behavioral therapy) – одного из современных способов психотерапии. Не говоря уже о влиянии стоицизма на христианство.

Во-вторых, мы все равно сталкиваемся с этими вещами, пусть они и будут не настолько жестоки: начальник-самодур, конфликты на работе, в бизнесе и семье, психологическое насилие, болезни. Их суть никак не изменилась. Чего стоит только одна пандемия коронавируса, которая перевернула весь мир.

Наконец, стоики писали не только про войны, пытки и тиранов. Напротив, это лишь небольшая часть их наследия. По большей части они говорили про смерть и утрату, счастье и горе, богатство и бедность, тревоги и трудности, здоровье и болезни, желания и стремления человека. Это то, с чем неизбежно столкнется каждый.

Однако при всей своей привлекательности, стоицизм – не волшебная таблетка, которую можно принять один раз на всю жизнь. Стоицизм требует практики и внимания. Его максимы коротки и звучны, но они мало значат, если к ним не возвращаться снова и снова, не практиковать их в жизни.

Как шерсть одну краску впитывает сразу, другую – только когда долго мокнет и варится в ней, так одни учения ум удерживает, едва восприняв, а это учение [стоицизм], если не проникло глубоко и надолго, если не окрасило, а только испачкало душу, не даст ничего из обещанного.

Сенека [↪]

Один из способов проникнуться стоицизмом – читать труды стоиков. Однако, они писали обо всем и вперемешку, например, в одном письме Сенека может затрагивать с десяток разных тем. Поэтому я решил выписывать значимые на мой взгляд цитаты стоиков и раскладывать их по темам, чтобы потом к ним можно было возвращаться.

Сначала думал сделать это в этом блоге, но понял что они совсем не сходятся по формату – личный блог, хоть и с постами про стоицизм, – это одно, а ресурс о стоицизме – совсем другое. Так появилась Вилка Стоика [↪].

 [↪]

Я решил начать с трех самых известных работ стоиков:

  • Наедине с собой [↪] (еще известны как “Размышления” и “Медитации”) – личный дневника римского императора Марка Аврелия. Он вел его много лет для себя и, судя по всему, сквозь века благодаря стечению обстоятельств, нежели желаниям автора.

  • Нравственные письма к Луцилию [↪] – письма Сенеки, политика и советника печально известного императора Нейрона.

  • Размышления Эпиктета В чем наше благо [↪] – раба по рождению, который впоследствии получил свободу.

Делаю это в первую очередь для себя – само чтение первоисточников, вылавливание оттуда цитат, их разметка – это тоже упражнение в стоицизме. Как говорится: ты – это то, что ты делаешь регулярно.

На выходе получается справочник, где можно при необходимости найти цитату под нужную ситуацию, будь то гнев [↪], тревоги [↪] или обиды [↪]. Не говоря уже о том, сколько стоики написали про смерть [↪], что нам всем предстоит рано или поздно.

P.S. Этим постом частично выполняю свою цель на год – вывести свои начинания из тени.